Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Свердловской области 

«Школа № 1 города Лесного, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы»

Методическая неделя

28 апреля 2022 г.

Кое-что об анализе и самоанализе урока, занятия…

Самоанализ урока  это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

  • Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.

  • Цель анализа: Выяв­ление методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке. Выяснение - приводят или не приводят они к позитивным результатам. Поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.

В современной педагогике выделяют несколько видов самоанализа урока, каждый из которых затрагивает отдельную составляющую часть всего урока. Вот приблизительная классификация видов самоанализа:

  • Краткий — самый простой вид, дающий главную оценку уроку: каковы были задачи, выполнены ли все заявленные цели урока.

  • Структурный, или поэтапный — анализ каждого этапа урока, каждого элемента, и, что не менее важно, анализ взаимосвязи этих этапов и элементов урока.

  • Структурно-временной. Во время такого самоанализа учитель анализирует время, которое затрачивается на тот или иной этап урока, рациональное использование отведенного времени. Помогает понять, не была ли затянутой, к примеру, проверка домашнего задания, не мало ли времени было отведено времени на практическое применение нового правила или стоило уделить больше внимания объяснению новой темы.

  • Комбинированный — это оценка основной дидактической цели урока и его структурных элементов.

  • Дидактический — анализ методов и приемов, использованных учителем для достижения главной дидактической цели: формирования ЗУН.

  • Аспектный анализ — полная и подробная оценка отдельного аспекта урока: например, использование развивающих методов, использование приемов дифференцированного обучения, проверка ЗУН учащихся, применение технологии проблемного обучения, использование ИКТ на уроке и т.д.

  • Полный самоанализ. Этот тип самоанализа совмещает дидактический, аспектные виды анализа, проверку ЗУН учащихся и оценку результативности урока.

  • Психологический — оценивает, как учитель обеспечивает внимание учащихся на каждом этапе, как проводит индивидуальную работу, как используется мотивация и т.д.

  • Комплексный — объединяет в себе все вышеперечисленные типы анализов. Такой вид самоанализа применяется для оценки целого ряда уроков (например, при проведении аттестации учителя).

 

Краткий план комплексного самоанализа урока

    • Выбор темы урока, его место в программе. Связь данного урока с предыдущими, и его влияние на следующие уроки.

  • Краткая характеристика класса: количество сильных/слабых учеников; какие особенности класса были учтены при планировании урока.

  • Краткий анализ целей и задач урока и оценка их реализации.

  • Выбор формы урока и приемов/методов, использованных на уроке, взаимосвязь теории и практики. Целесообразно проанализировать основной этап урока подробнее. Так легче показать взаимосвязь всех этапов урока, показать, как остальные этапы работали на главный, основной этап.

  • Обосновать выбор дидактического материала, ТСО, наглядности. И как это помогло достичь заявленных целей.

  • Как организован контроль знаний учащихся (на каком этапе, в какой форме). Оценить эффективность выбранного метода.

  • Психологическая атмосфера на уроке, заинтересованность учащихся, общение с учителем. Удалось ли избежать перегрузки, утомляемости, сохранить мотивацию?

  • Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом особенностей класса и степенью усвоенности нового знания.

  • Как вы сами оцениваете результаты урока: все ли задачи решены, если нет, то почему?

  • В двух словах: перспективы вашей дальнейшей деятельности.

  • Таким образом, самоанализ урока помогает учителю взглянуть на свой урок со стороны, объективно оценит его "плюсы" и "минусы". Это рефлексия, позволяющая выделить неучтенные резервы, выработать свой стиль, сформировать свое педагогическое кредо.

 

 

Самоанализ урока по ФГОС

  • Обозначьте тему урока.

  • Приведите краткую характеристику класса: сколько детей в классе, количество сильных/слабых учеников, какие психологические особенности учеников были учтены в ходе подготовки к этому уроку.

  • Укажите тип урока по ФГОС. Напишите, как вписывается урок в план изучения темы, как будет работать на дальнейшее изучение темы.

  • Укажите УУД, которые были запланированы на урок, и какие способы выбраны для их формирования.

  • Перечислите методы и формы, выбранные для каждого этапа? С какой целью выбран тот или иной метод, ожидаемые результаты.

  • Сформулируйте, в чем заключается главный этап, как другие части урока работают на него.

  • Проанализируйте, насколько рационально выделено время для каждого вида работы и для каждого этапа урока. Насколько логично выстроена структура, как организованы связки между этапами урока.

  • Какие наглядные, дидактические материалы, ТСО были использованы на уроке. Соответствует ли отбор этих материалов поставленным целям?

  • Контроль усвоения ЗУН: на каком этапе урока проводился, как организован, в какой форме.

  • Ваша оценка результатов проведенного урока: удалось ли достичь поставленных целей? Если нет — укажите причину, в чем возникло затруднение?

 

Образец самоанализа урока в коррекционной школе включает в себя:

  • интеллектуальные, психологические особенности класса;

  • как осуществлялся индивидуально-дифференцированный подход к ученикам в связи с этими особенностями;

  • образовательные, коррекционные, воспитательные задачи и цель урока;

  • сколько до этого прошло уроков по данной теме;

  • тип и этапы урока;

  • виды работ, используемых методов и приемов, целесообразность их применения;

  • каким образом использование данных приемов способствовало решению поставленных целей и задач;

  • связь материала урока с жизнью, межпредметные связи;

  • анализ достигнутых результатов, причины неудач и допущенных ошибок.

В подтверждение индивидуально-дифференцированного подхода можно привести обоснованные аргументы оценивания ответов учеников. Возможно, во время этого урока ребенок поднялся на новый уровень или преодолел какую-то проблему. Пример логично построенного и грамотно оформленного самоанализа урока в коррекционной школе — показатель профессионального уровня эрудированного и творческого педагога.


Свиридова Т.А., Семенина Е.Ю.


 

Наверх
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.